Назад Кран печки | Оглавление | Вперед Доработка штатной электрики |
Все началось с желания сменить руль с "костяного" на "полулюксовый". "Люксовый" - а-ля 3160 - мне не понравился чисто внешне. Двухспицевый "полулюкс" показался ну всем - и внешне, и в руках лежит удобно... В общем, выбор пал на него.
Для снятия старого руля был наскоро сделан съемник из толстой стальной полосы. Поскольку болты М8 под нагрузкой начали вытягиваться и грозили просто оборваться, пришлось стукнуть кувалдой по центральному болту. Руль снят. Внимательный осмотр показал, что руль уже снимали, причем варварски - зубилом. Но самое плохое - был испорчен вал. Резьба была смята и расколота в двух местах. Причем я непосредственно по валу не колотил и подобные разрушения произвести не мог. Вал пришел в негодность, встал вопрос замены и рулевой механизм был снят с машины.
На этот момент у меня стало уже три рулевых механизма, и все - 451Д. И у всех вал червяка был погнут - где чуть-чуть, а где вообще караул. Это что - нормальное явление? Ладно бы один, ну два... но чтобы три? Надо покупать новый вал с червяком в сборе. А если... А если другую рулевую колонку сделать, получше? Да еще и регулируемую? УАЗовод я или где?
Из закромов был извлечен 469-й рулевой редуктор, из него вынут червяк с валом и вставлен в корпус своего. Получился 452-й механизм. После непродолжительных поисков были куплены: рулевая колонка ГАЗ-3307/4301, рулевой кардан 31512-3401400-10 (одна вилка шлицевая, вторая "голая" под клин) и клин для кардана 3302. Как известно, шлицы под рулевое колесо у нас и у ГАЗа одинаковы. Вал колонки по диаметру меньше, чем отверстие в вилке кардана, в чем, впрочем, проблемы не виделось. В верхней части трубы колонки приварены кронштейны с резьбой для подрулевых переключателей. Одно "но": очень велики "уши" крепления.
Замеры показали, что по длине с учетом шлицевой части кардана всей конструкции хватит с запасом. Диаметр вала колонки 20мм, диаметр отверстия в вилке 23мм. Для компенсации зазора из полосы 1,5мм согнул втулку с вырезом под клин - вал в кардан вошел при помощи молотка. Из той же полосы сделал подкладку под клин. В итоге все сидит плотно, люфта нет.
Сбоку колонка имеет прорезь для установки замка зажигания и фиксации вала противоугонным устройством. Имевшийся в наличии "москвичевский" замок (2126-3704005) пришлось подгонять под прорезь, дабы он встал более-менее горизонтально слева.
Для крепления колонки сварил кронштейн из двух 4мм полос и квадратного прутка 15мм. Для пущей жесткости приварил косынки к полосам. Верхняя (на рисунке - правая) полоса встала на штатные отверстия, нижнюю же пришлось миллиметров на 10 поднять вверх, пересверлив отверстия в колонке.
Кронштейн рулевой колонки (рисунок). 1 - отверстия 8мм крепления колонки; 2 - отверстие 8мм крепления к кронштейну на торпеде; 3 - отверстие 6мм для регулировочной растяжки. |
Запас длины кардана позволил переместить рулевую колонку так, чтобы она встала по оси сиденья водителя. Штатный кронштейн с торпеды я снял и на его месте сделал другой.
Растяжки, крепящиеся к полу, необходимы: без них торпеда "играет" при нажатии на педали, особенно тормозную. На "родной" колонке роль растяжки играет труба рулевого вала. Упор растяжек крепится двумя болтами к горизонтальной части полика в упор к отбортовке. Правое (по рисунку - дальнее) отверстие базовой полосы приходится на болт крепления блока педалей, под левое нужно просверлить отверстие.
Последовательность действий была такова:
В итоге руль чуть опустился и наклонился к водителю. Регулировку наклона я делать не стал, выставив колонку так, как удобно мне. Субъективно стало намного удобнее штатной компоновки. При вращении руля локоть с дверью не встречается. Даже при моем росте под 2 метра колени не задевают за руль при нажатии на педали. Увеличенный наклон руля посадке не мешает. В общем, я доволен.
Вот только от "бычковских" подрулевиков мне, видимо, придется отказаться: при включенном левом повороте при нажатии на педаль сцепления левое колено задевает за рычаг. Справа та же история: в крайнем нижнем положении (2-я скорость стеклоочистителя) колено упирается в рычаг. Впрочем, я быстрее привыкну к этому, чем заменю подрулевики.
Стоимость узлов и деталей:
Все это куплено в магазине "Планета Железяка", что на 86-м км МКАД, внешняя сторона, 15 октября 2004г.
Напоследок некоторые общие замечания.
© KOP 2004
Опыт эксплуатации, пока еще небольшой, показал правильность установки колонки. Рулить стало гораздо приятнее. Некоторые неудобства доставляет расположение замка зажигания при вставке и повороте ключа при нажатой педали сцепления (пуск мотора). Подкладку под клин пришлось переделать вследствие смятия старой. Новую сделал из 2мм стали и закалил.
Фотографии:
За 2,5 года экспуатации (и после 4-х CrazyShturman) нижний карданный шарнир начал греметь, появился люфт в шлицах. Купленный на замену карданный вал 31512-3401400 налез на вал рулевой колонки без втулки и клин влез без подкладки. Правый рычаг подрулевого переключателя безжалостно укорочен для удобства.