Назад Центральный замок | Оглавление | Вперед Спальник |
О неэффективности штатного отопления УАЗов вообще и буханок в частности ходят легенды. Легенды эти, к сожалению, имеют под собой реальную основу. И холодный тепловой режим двигателей до 417-го включительно, и щели в кузове и корпусе печки, и неэффективный низкоскоростной обдув - все это есть. Успешных решений по улучшению положения УАЗоводами была уже (и будет еще) предложена масса - от регулировки потока охлаждающей жидкости водопроводным краном до создания отопительных агрегатов «с нуля» (яркий пример тому - чудо-печка Чифа, описанная им на УАЗбуке).
И улучшение теплового режима, и заделка щелей, и утепление кузова - все это необходимо. Без такой, довольно объемной «подготовительной» работы городить «чудо-печку» особого смысла не имеет - все приносимое ею тепло, сколько бы его ни было, будет без задержки улетучиваться на улицу. Однако утепление и прочее не является темой данной статьи, посему я оставлю это «за кадром».
Первым порывом было повторить чифовскую печку, положив ее на переднюю стенку. Вполне реальный вариант, кстати, только с компоновкой подумать. Этот вариант я «оставил на сладкое» - если ничего другого не придумается. Вторая идея - печка от «Газели», в пользу которой агитировал Палыч. Остановила цена агрегата - не сказать чтобы заоблачная, и эффективная вроде штука, и ставится без особых проблем (по словам того же Палыча), - но не самая бюджетная. Дух экспериментаторства восторжествовал и я начал обдумывать свою конструкцию.
С самого начала я решил использовать штатный радиатор. Опыт эксплуатации маленького радиатора с/о с мощным обдувом показал, что отдача такой печки очень велика и никак не вяжется с привычным «еле-еле». На продув радиатора н/о - вдвое шире, - одной «улитки» явно не хватило бы, решил использовать две. В итоге приобрел следующие вещи:
197.3730
(3800об/мин, 8,2А) - 2шт.
Полуавтомат на время позаимствовал у Палыча, детали вырезал лобзиком. Надо заметить, что «соболиный» мотор стоит дороже «восьмерочной» «улитки» в сборе, но тока кушает почти вдвое меньше.
Конструктивно агрегат разделен на четыре блока, собираемых вместе на машине.
Корпус радиатора содержит в себе... разумеется, радиатор. Сделан из старой «козлиной» печки путем отрезания части, не имеющей отношения к радиатору. Оставшееся после отрезания «окно» сверху закрыто куском железа. Крепление к воздухозаборнику - штатное, для крепления следующего блока приварены «ушки» с гайками внутри. Снизу приварены ножки, дабы довольно тяжелый радиатор опирался на короб воздухопритока, а не висел в воздухе.
Корпус вентиляторов служит для организации потоков воздуха у вентиляторов и крепления моторов. Центробежная крыльчатка (как и осевая) наиболее эффективна при минимальных зазорах между ней и ограждающими поверхностями (1..1,5мм). К сожалению, свести зазор к минимуму не удалось из-за особенностей крыльчаток. На дальнем от мотора крае она имеет поясок, скрепляющий лопасти почему-то по наружной, а не передней кромке лопастей. К тому же изготовлены они весьма криво и имеют нехилое радиальное и осевое биения. Под плоскостью крепления моторов сделаны две ножки - моторы тоже не из легких.
Еще два блока - это моторы в сборе с крыльчатками и опорными пластинами. Так как пластины сделаны из того же металла 0,8мм, для крепления их к корпусу вентиляторов для пущей прочности согнуты и приварены этакие «швеллерки»
Скрепляется все между собой винтами М6.
Вертикальные стенки (обечайки) корпуса вентиляторов приварены встык к сопряженным поверхностям. Несмотря на то, что горелку полуавтомата я взял в руки первый раз в жизни (ну от силы второй :)), получилось достаточно прочно, хотя и неаккуратно. Варил точками, дабы от сплошного шва не повело металл. После покраски все швы промазал герметиком. Стыки уплотнены проклейкой «Порилексом».
Выходы получились весьма большого сечения - 63х77мм; по ширине чуть больше крыльчаток, по длине - половина их диаметра. Горизонтальный выход («в ноги») снабжен дроссельной шайбой, за которой, при необходимости, будет располагаться заслонка; пока такой нужды не возникло. Вертикальный выход (обдув стекла и «в лицо») перекрывать не задумывалось изначально. Надо сказать, что на тестовых прогонах на столе включенный «на всю» вентилятор благополучно сдувал кепку с головы, а глаза начинали слезиться...
Применением именно этой комбинации «радиатор-крыльчатка-мотор» я убил сразу трех зайцев: во-первых, получился ремонтопригодный агрегат (для замены мотора не нужно снимать печку целиком и, как следствие, сливать жидкость из системы охлаждения), во-вторых, радиатор самый что ни на есть штатный и система шлангов остается без изменений, в-третьих, без проблем вписался в габарит: до внутренней кромки торпеды осталось не больше 10мм.
Так как обдув стекла остался штатный, возникла проблема сопряжения выходов печки со шлангами впятеро меньшего сечения. Пришлось из оцинковки 0,55мм сварить «нахлобучки», поворачивающие поток воздуха на 90 градусов и заталкивающие оный в шланги внутренним диаметром 35мм. В торцевую стенку врезал дополнительные резиcторы - без обдува они не жильцы.
Печка установлена, пришло время опробовать. С момента установки до момента написания статьи (21.12.2005) температура не опускалась ниже -10 градусов, так что пока оказалось достаточно и 1-й скорости. Управление вентиляторами раздельное, и правый - пассажирский, - почти всегда выключен. Обнаружились щели, требующие заделки - например, у кулисы рычага КПП (раньше это место продувалось старой печкой... вот чего не сделают на заводе, лишь бы щели не затыкать!). Если раньше левая рука на руле мерзла - теплый воздух не доходил, - то теперь ей тепло :) На максимуме лицо чувствует поток теплого воздуха из сопла обдува, чего раньше тоже не было.
Есть и недостаток. Вентиляторы воют очень сильно - сказывается огромное сопротивление нагнетанию. Поэтому появилась необходимая...
Программа-минимум - изготовление магистрали увеличенного сечения (минимум 63мм труба ПВХ) обдува ветрового и боковых стекол, а также водителя и пассажира.
Переключатели, установленные под торпедой, требуют оформления в блок управления по типу «газелевского нового образца». Сам блок использовать не планирую - не устраивает алгоритм работы.
Все это запросто потянет за собой переделку торпеды... словом, впереди еще «непаханное поле перепахивания вспаханного поперек» :)
© KOP 2005